В этой вечной борьбе методы сторон становятся все более изощренными и изобретательными
В последние два месяца на улицах Алматы часто можно увидеть надписи, рекламирующие продажу синтетических наркотиков. Волонтеры борются с этой «рекламой» как могут, но пока не очень успешно и вынуждены призывать горожан проявлять бдительность и объединять усилия в борьбе с этой новой напастью.

Новый формат «связи»
О том, как сегодня выстраивают свои схемы наркоторговцы, нам рассказала Ольга Агапова, директор общественного фонда «Свободные люди», центра, который занимается реабилитацией химически зависимых наркоманов.
— Проблема с наркотиками всегда стояла остро, но создается впечатление, что именно сейчас как сам «продукт», так и механизмы его реализации вышли на очередной «технологический» уровень. С чем сейчас сталкивается незащищенная молодежь? Что собой представляет этот новый формат «связи», когда некая информация появляется на стенах домов, на заборах и т.п.? Это даже не очередной виток, а переориентация на активное использование новых форм наглядной агитации, чего раньше мы не наблюдали.
И, надо заметить, эти формы сильно упрощают жизнь наркодилеров, существенно усложняя работу специалистов управления по борьбе с наркотиками (УБН). Причем не только в Казахстане. Недавно в Алматы, по инициативе МВД и ОБСЕ, проходил круглый стол, где выступали силовики из многих стран СНГ. Проблема с синтетическими наркотиками, по их словам, усложняется, и именно в связи с тем, что наркодиллеры осваивают все новые методы. В частности, уходят в онлайн-зону.
Этот метод называют «бесконтактным». Схема простая — через интернет либо мессенджер принимается заказ, через киви-кошелек осуществляется оплата. Через те же коммуникации покупателю сообщается адрес «закладки», и все. Ни продавец, ни покупатель друг друга не знают и не видят. Отследить эти схемы довольно сложно. В качестве курьеров для закладок выбирают подростков, которые уже сами зависимые и нуждаются в деньгах на новую дозу.
Оповещают аудиторию как раз через вот такие надписи на стенах и заборах, в которых, как правило, содержатся название сайта и контакты, будь то номер мобильного телефона, iCQ и прочие мессенджеры. Вот лишь малый список «художества», который следует немедленно удалять: BigKittylabs, «ЛучшиеСК», «MARONI шоколад», «Соль, мед-, фен-бошки» и т.д. (ред.) Мимо них спокойно ходят взрослые, не обращая на них внимания. Информационная система простая, эффективная и для постороннего внимания незаметная.
— Как работает сам механизм покупки... — говорит Ольга Агапова. — По данным, опубликованным в Сети, номера указанных телефонов, которые отображены в «настенной рекламе», все время выключены. Возможно, есть какие-то пароли или хитрости, позволяющие зависимым людям связываться с продавцами. Сейчас для продажи номера телефонов фактически не используются, потому как по ним легко вычислить продавца. Это старый метод. Сейчас все сложнее — есть социальные сети, есть закодированные месседжеры — например, Telegram. Кстати, собственник и создатель этого месседжера — Павел Дуров. Он же — создатель социальной сети «Вконтакте», которая известна большим количеством запрещенной информации — от порнографии до профилей, продающих наркотики. Так что сейчас УБН-щикам выполнять свою работу в разы сложнее, чем было несколько лет назад. Так как основной метод продажи — именно бесконтактный.
Что есть наивысшее зло
Естественный вопрос, который мы не могли не задать собеседнице: а есть ли принципиальное отличие между синтетическими наркотиками и товаром биологического происхождения? Понятно, что оба варианта не приведут ни к чему хорошему, но, может быть, можно сказать, что именно является «злом побольше»... И почему?
— Если выбирать из двух зол, — отвечает она, — то синтетические наркотики («синтетика», «легалка») — это наивысшее зло. Они дешевые. Их токсичность в десятки раз сильнее всех вместе взятых «природных» наркотиков. При употреблении тех же «солей» в первую очередь страдают клетки головного мозга. Отсюда и различные психические и психологические расстройства — бессонница, галлюцинации, фобии, агрессия, панические состояния, повышенная тревожность и дикая потребность в новой дозе. Употребляющие «синтетику» быстро деградируют, теряют память, потому как обмен веществ в головном мозге нарушен. Иногда второй диагноз — психиатрический — остается уже на всю жизнь. Параноидальное поведение, попытки спрятаться, мания преследования, тяжелая депрессия вплоть до суицида развиваются быстро, в течение двух-трех месяцев регулярного употребления.
— «Спайс» — это по-прежнему приоритетно клубный наркотик или он получил популярность уже и на улице?
— Традиционно к «клубным» наркотикам относят кокаин, ЛСД и прочие. Они дорогие и элитные. «Синтетика» всегда была дешевой. «Спайс» — это вообще торговое название первых курительных смесей, которые были обработаны раствором синтетического наркотика JWH. Именно с них и пошла волна «легалки». Сейчас «уличных» названий много — «легалка», «спайс», «скорость», «спид» и прочее. Это все химические соединения высочайшей токсичности.
— Вы сказали, что в последний месяц число надписей, с которых мы начали, многократно увеличилось… Говорит ли это о том, что на казахстанский рынок поступила огромная партия наркотиков, которую сейчас пытаются оперативно сбыть?
— Скорее всего, это так и есть. Но помимо этого мы вообще наблюдаем активизацию нового канала «оповещения» потенциальных потребителей. Если раньше подобные надписи носили эпизодический характер, все отличались друг от друга и, как правило, содержали либо номер телефона, либо адрес интернет-сайта, то здесь мы видим хорошую организацию, «фирменный стиль» и смену канала продажи. Поскольку УБН оперативно блокирует «продающие» сайты, продавцам нужны новые каналы коммуникации. Так что речь, может быть, и не о больших партиях, которые «вдруг» зашли на рынок, а о том, что в интернет-пространстве их блокируют и они уходят в анонимные и неподконтрольные мессенджеры.